Общество: Helsingin Sanomat (Финляндия): музей стрит-арта — на территории старого завода по производству пластмассы

Санкт-Петербург — Стрит-арт встречает посетителя уже на входе в музей.

Мы оказались на территории старого завода слоистых пластиков в восточном пригороде Санкт-Петербурга. Художница Данини установила во внутреннем дворе завода большие панели, на которых изображены окна программ Windows, и, возможно, сбой в системе России.

Сзади виднеется число 1984, которое намекает на роман Джорджа Оруэлла (George Orwell). Это граффити напоминает о пристальном взгляде «Большого брата» в наше время перепродажи информации и попыток выманить у пользователей личные данные.

Первое впечатление завершает язвительное граффити Стаса Багса. Горделивый символ Санкт-Петербурга — Медный всадник, конный памятник Петра I — сильно изменен: на фундаменте памятника изображено только инвалидное кресло, стоящее на краю пропасти.

Жаль, что скоро этих произведений не будет. По крайней мере, здесь, во внутреннем дворе музея.

«Это стрит-арт прошедшего лета», — говорит Екатерина Ордовская, представитель пресс-службы Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге. — Уже сейчас наши кураторы занимаются организацией временной выставки, которая откроется во внутреннем дворе музея следующим летом«.

Завод слоистых пластиков был основан в 1950-е годы, и он полностью прекратил работать в 1990-е годы после распада СССР. В 2000 году бизнесмен Дмитрий Зайцев купил завод, и он частично начал работать.

Предыстория Музея стрит-арта начинается в 2011 году, когда у Андрея Зайцева — сына владельца завода слоистых пластиков — появилась интересная идея. Он втайне от отца устроил в одном из пустующих цехов завода граффити-вечеринку, во время которой молодые люди нанесли граффити на кирпичные стены завода.

Он, конечно, попался, однако отец вовсе не расстроился из-за порчи своей недвижимости. Вечеринки разрешили проводить и дальше.

Информация о необычном заводе быстро распространилась, и вскоре здесь побывали сливки российских уличных художников, включая Павла (Пашу) 183 (П183). Внимание со стороны уличных художников было вполне объяснимым: в историческом центре Санкт-Петербурга их не жалуют.

© РИА Новости, Александр Гальперин | Перейти в фотобанкОткрытие выставки «Паша 183. Ретроспектива» в Санкт-ПетербургеВладелец завода подумал, что хорошей идеей было бы пустить уличных художников и в действующие помещения завода. Тяжелая работа на заводе обрела новый импульс — ведь никогда не знаешь, как завтра будут выглядеть стены рабочего места.

Сначала работников завода это раздражало, а потом они сами начали участвовать в творческих проектах. Таким образом завод реализует мысли основателей Советского Союза о сотрудничестве художников и рабочих — без социалистической идеологии.

«Я хочу сделать из музея завод, а из завода — музей. Я хочу, чтобы музей поглотил этот завод», — сказал владелец завода Дмитрий Зайцев.

В 2014 году международный фестиваль «Манифеста» проходил, в том числе, и на территории завода. В то же время Музей стрит-арта получил международное внимание и был реорганизован.

© РИА Новости, Александр Гальперин | Перейти в фотобанкОткрытие выставки «Паша 183. Ретроспектива» в Санкт-Петербурге«С тех пор временные выставки проходят снаружи, постоянная коллекция выставляется внутри», — говорит Екатерина Ордовская.

В последние годы музей стал более профессиональным. Иностранным художникам стрит-арта предлагаются места для проживания, и они выполняют для завода разные проекты.

Сын владельца завода Андрей Зайцев успел побыть директором Музея стрит-арта, но в 2018 году он решил стать свободным художником. Сейчас руководителем музея является бывший директор по развитию музея Татьяна Пинчук.

«И все же это можно назвать благотворительностью со стороны владельца музея. Билеты в музей и другие доходы не покрывают затраты на него», — говорит Ордовская.

Пока историю музея можно назвать амбициозной. Темой выставки одного лета был мир (выставка «Casus Pacis/Повод к миру», 2014 год), и для участия в ней было приглашено много украинских и российских художников. Темой другого лета была миграция и проблема беженцев (Выставка «Через границы/Сквозь ограничения», 2016 год).

Зайцев, владелец завода, имеющий хорошие связи, показывал экспонаты музея делегации правящей партии «Единая Россия». Пока к альтернативному искусству относятся толерантно.

Сейчас в Музее стрит-арта все больше людей искусства. С одной стороны, это означает новые творческие мероприятия, с другой стороны — изначальная альтернативность и угловатость часто смягчается.

© РИА Новости, Павел Лисицын | Перейти в фотобанкСтрит-арт объект «Точка невозврата», приуроченный к 100-летию со дня убийства царской семьиВ истории стрит-арта такое уже случалось и раньше — например, с художником Баския (Basquiat), который начал с граффити в Нью-Йорке и кончил созданием очень дорогих работ совместно с Энди Уорхолом (Andy Warhol).

Ранние работы граффитиста Бэнкси (Banksy) выставляются на дорогостоящих выставках по всему миру, вопреки эстетике самого Бэнкси.

Сейчас петербургский Музей стрит-арта стал объектом, который галеристы посещают в поиске новых имен для своих списков.

Иногда известные художники сами предлагают Музею стрит-арта свои проекты.

Например, инсталляция Александра Шишкина-Хокусая «Спящая красавица», которая представляла Россию на биеннале в Венеции и Праге, недавно выставлялась в Музее стрит-арта в течение недели.

У уже упомянутых Данини и Стаса Багса есть художественное образование. Они привыкли оставаться в мейнстриме, прибегая к помощи галеристов.

Пока Музей стрит-арта остается необычным благодаря своему удаленному расположению: он находится в 15 километрах от Государственного Эрмитажа, художественной гордости центра Санкт-Петербурга.

Конечная остановка поездов «Аллегро» и площадь Ленина находятся чуть ближе, примерно в 11 километрах.

Пока Музей стрит-арта посещают всего 30 тысяч посетителей в год, потому что он полноценно работает только с весны по осень. В октябре временную выставку во внутреннем дворе закрывают, как и внутренние неотапливаемые помещения выставки.

До следующей весны предлагаются воскресные экскурсии в те помещения, где в будни на полную мощь работает завод слоистых пластиков. Можно увидеть и работы, которые находятся под открытым небом.

На экскурсионный тур надо записаться на интернет-странице музея и взять с собой удостоверение личности. Единственный англоязычный тур проводится по субботам в 12 дня, большой выбор мероприятий есть на русском языке.

Так что с поздней осени до весны Музей стрит-арта подходит только тем, кто страстно увлечен этой темой.

Летом — с барами, музыкальными фестивалями и временными выставками — музей будет интересен и широкой аудитории.

Helsingin Sanomat (Финляндия): музей стрит-арта — на территории старого завода по производству пластмассы обновлено: 26 октября, 2019 автором: Елена Фролова
Реклама
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Реклама
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.

Текст комментария будет автоматически отправлен после авторизации

Настоятельно рекомендуем вам придерживаться вежливой формы общения, избегать любого незаконного, угрожающего, оскорбительного, непристойного или грубого обращения к другим посетителям ресурса.
Загрузка...
Реклама
Читать дальше