Общество: Le Monde (Франция): через 13 лет после создания Хацунэ Мику продолжает свою далеко не виртуальную карьеру

Когда Хацунэ Мику создали в 2007 году, она была просто виртуальным образом, который Yamaha выбрала для продвижения своей программы синтеза речи Vocaloid 2. Сегодня же эта исполнительница с бирюзовыми локонами стала настоящей иконой японской и мировой поп-культуры: более 100 000 песен, которые были написаны специально для нее музыкантами самого разного уровня, сотрудничество с такими престижными именами как Леди Гага, Louis Vuitton и Фаррел Уильямс (Pharrell Williams).

В начале 2020 года Хацунэ Мику все так же популярна. 3 января фестиваль Coachella объявил о ее появлении в Калифорнии в апреле. 11 января виртуальная певица начала европейское турне вместе с командой музыкантов и техников. Первый концерт прошел в Лондоне, а 16 января она прибыла в Париж.

Она привлекла к себе пристальное внимание СМИ в начале 2010 годов, и можно было подумать, что ее звезда закатится так же быстро, как появилась. Тем не менее у нее у нее сложилась по всему миру прочная фан-база, которая поддержала диву. Более того, концерт «идола» (так называют виртуальных японских звезд) в парижском концертном зале Zénith в четверг вечером стал ее вторым выступлением во Франции: первое прошло в рамках «Музыкальной сцены» в 2018 году.

Оптическая иллюзия

Выступлениями занимается компания Crypton Future Media (CFM), которая обеспечивает развитие и продвижение продуктов Vocaloid в партнерстве с Yamaha. Изначально Vocaloid разрабатывали как ПО для синтеза речи, но затем он превратился в инструмент создания музыки, который доступен для всех благодаря невысокой цене.

Хацунэ Мику изначально задумывалась как воплощение бренда, но неожиданно стала настоящей музой целого сообщества авторов, композиторов и художников, которые решили поставить ее на сцену в своих творениях.

Гийом Девинь, ответственный за международное продвижение Хацунэ Мику в CFM, объясняет это следующим образом: «Успех был просто головокружительным. Это стало началом настоящей карьеры виртуальной артистки. У нас быстро возникла мысль о проведении концертов, а положительные отзывы подтолкнули нас к тому, чтобы продолжить работу в этом направлении, сначала в Японии, а затем и по всему миру».

Выступления опираются на известную еще с XVI века оптическую иллюзию: призрак Пеппера. Эта методика использует отражающую подложку и игру света, чтобы создать изображение объектов призрачного вида. Этот спецэффект был усовершенствован со временем и появлением видео. Так, участие Тупака в фестивале Coachella в 2012 году и одновременное выступление Жана-Люка Меланшона в Обервилье и Лионе во время президентской кампании 2017 года использовали призрак Пеппера. На нем построены и концерты Хацунэ Мику.

По этой причине говорить о полном голографическом представлении нельзя. Голограмма сравнима со скульптурой, которую можно видеть под любым углом, а фантом Пеппера представляет собой двухмерную иллюзию. Если зритель находится прямо напротив изображения, у него возникает ощущение глубины и физической реальности. Но стоит ему сместиться в сторону, как эффект рушится, а изображение становится искаженным.

Новые материалы

Средства, которые идут в ход, чтобы придать Хацунэ Мику жизнь во время концерта, значительно усовершенствовались со времен первых публичных выступлений в 2009 году. «У нас накопился опыт десяти лет концертов: мы знаем, как использовать постановку и освещение, как разместить публику, чтобы у зрителей был оптимальный опыт», — объясняет Гийом Девинь.

От «пикселизованного» изображения на большом экране постановщики перешли сегодня к исполнению «вживую», где все выверено с точностью до миллиметра, как объясняет Девинь:

«Визуальное качество представления выросло благодаря развитию процессоров и разрешения проекторов, которые позволяют создавать менее зернистое изображение. Кроме того, это обеспечивается с помощью новых материалов экрана, на который проецируется видео: он должен объединять в себе, казалось бы, противоречивые качества прозрачности и непрозрачности».

В результате получаются яркие представления, которые могут продолжаться два часа без перерыва. Здесь также проявляются все преимущества виртуальной артистки: ей не нужно отдыхать, она может сменить костюм в мгновение ока, ей не грозит травма во время сложных танцевальных движений.

Тем не менее перед концертом все же требуется провести множество репетиций для отладки работы живых музыкантов и технических специалистов, которые занимаются выступлением аватара. Сценическая и звуковая координация играет здесь важнейшую роль. Каждый человек на сцене должен знать, где ему находиться в зависимости от движений виртуальной певицы.

Реакция в реальном времени

Сегодня CFM хочет пойти еще дальше. Хотя Хацунэ Мику демонстрирует на концертах неизменную энергетику и все более плавные движения, она все же слегка напоминает робота. Поэтому компания сейчас работает над технологией (она остается экспериментальной и применялась пока что только на нескольких концертах в Японии), которая позволила бы певице в реальном времени реагировать на окружение, будь то мимика или жесты в адрес публики.

В таких условиях, особенно с учетом возобновления концертов в начале года, не исключено, что японская виртуальная певица скоро выступит на самой большой сцене в мире: церемонии открытия Олимпийских игр в Токио. Японский премьер Синдзо Абе активно поддерживал выступление артистки на выставке Japonismes 2018 и дал понять, что хотел бы увидеть ее на олимпийском стадионе в июле 2020 года.

Le Monde (Франция): через 13 лет после создания Хацунэ Мику продолжает свою далеко не виртуальную карьеру обновлено: 24 января, 2020 автором: Елена Фролова
Реклама
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Реклама
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.

Текст комментария будет автоматически отправлен после авторизации

Настоятельно рекомендуем вам придерживаться вежливой формы общения, избегать любого незаконного, угрожающего, оскорбительного, непристойного или грубого обращения к другим посетителям ресурса.
Загрузка...
Реклама
Читать дальше