Общество: Мир советского человека

Академик Валерий Легасов вместе с заместителем председателя совета министров СССР Борисом Щербиной подлетают на вертолёте к дымящейся Чернобыльской АЭС.

Загрузка...

— Пролетите прямо над реактором! — приказывает Щербина пилоту.

Также по теме

Кадр из сериала «Чернобыль»
Катастрофа в Чернобыле глазами американцев и антивоенная комедия Джорджа Клуни: какие сериалы смотреть в мае

Телеканал HBO в мае покажет многосерийный фильм о самой крупной катастрофе в истории атомной энергетики — аварии на Чернобыльской АЭС....

— Если пролетим над реактором, — говорит Легасов, — умрём через две недели!

— Летите! — настаивает Щербина. — Или я вас застрелю!

— Пролетите, — говорит академик пилоту, — и завтра будете умолять, чтобы вас застрелили!

Пилот тревожно смотрит то на академика, то на заместителя председателя и разворачивает вертолёт от реактора.

В этот момент становится понятно, что достоверность в сериале HBO «Чернобыль» закончилась, началось кино.

На этой неделе вышла вторая серия американского сериала, посвящённого чернобыльской катастрофе — событию, вызывающему зуд народной и международной памяти.

Основная особенность той катастрофы в том, что ничего подобного не случалось в истории человечества до неё и, к счастью, пока не случилось после — людям пришлось иметь дело с явлением экстраординарным и для неспециалистов таинственным, зловещим. Для специалистов же — губительным и временно неподвластным.

В первой серии мини-сериала главный герой Валерий Легасов через два года после катастрофы записывает на аудиокассеты всё, что ему известно об аварии, прячет их в тайнике рядом с дворовой помойкой, выпивает стакан, докуривает сигарету и заканчивает жизнь самоубийством.

Это пунктирное и довольно точное изображение последних дней жизни реального советского академика.

Академик Легасов был одним из основных руководителей ликвидации последствий взрыва на ЧАЭС — он оценил масштабы катастрофы, он придумал смесь, которой нужно было засыпать разрушенный реактор, он настоял на эвакуации Припяти, он сделал пятичасовой доклад на венской конференции МАГАТЭ в августе 1986 года. Считается, что именно этот доклад смягчил последующую реакцию западных стран на аварию.

И он действительно записал несколько аудиокассет и действительно покончил с собой в 1988 году.

Это судьба античного или, по крайней мере, шекспировского героя: благородство, ум, подвиг и трагическая смерть.

И кажется, именно в нём сценаристы сериала увидели нечто таинственное, притягательное и необъяснимое — в нём, в герое, а не в реакторе, не в реакции на аварию советского правительства, не в опасности последствий.

Всё это тоже важно, но всё это стало антуражем для истории, посвящённой человеку.

Проще всего толковать историю аварии на ЧАЭС как историю развала Советского Союза — неуправляемая реакция, некомпетентность ответственных лиц, превосходство идеологии над здравым смыслом, непредсказуемые и чудовищные последствия.

Пока что в сериале приятно удивляет то, что создатели отходят от этого напрашивающегося стереотипа.

Также по теме

Чернобыльская зона отчуждения
Взгляд с беспилотника: британские учёные сообщили об обнаружении неизвестных очагов радиоактивного заражения в Чернобыле

Радиологи из Великобритании опубликовали данные об изучении чернобыльской зоны отчуждения с помощью беспилотных летательных аппаратов....

В одном из эпизодов на совещании руководства станции в первые часы после аварии старый большевик говорит, что нельзя всякими мелочными сообщениями об эвакуации отвлекать население от того, что для него важнее всего — от труда. Но уже в следующем эпизоде этот же партийный старик с грустными глазами послушно садится в автобус со всем остальным населением Припяти.

В сериале оказывается, что человеческое выше идеологического просто по закону жизни. И даже Советский Союз получается обществом людей, а не трудовых антропоморфных роботов. Но каких людей! Людей, создавших гигантскую вселенную, которую интересно изучать и 30 лет спустя после её гибели.

И вот мир советского человека в сериале воссоздан блестяще. Мне бывает тяжело мириться с несоответствиями эпохи в кадре — увижу на тумбочке будильник, которого не могло быть в Москве в 1986 году, и всё, пропал для меня фильм.

Но в «Чернобыле» всё, от плитки на кухне до ручек дверей, от сигарет до графинов на столах чиновников, от мусорного ведра до здания ЦК КП БССР точно нейрохирургически. Концентрация объектов советской материальной культуры в кадре делает каждый из них музейным экспонатом.

Фактически этот сериал стал попыткой понять не причины катастрофы, а восстановить оболочку советской жизни как саркофага, под которым существовало общество, породившее героев, цивилизацию, Победу, мирный атом, старых коммунистов, красивых жён и мужественных пожарных, самоотверженных врачей и самодовольных руководителей, гениальных физиков и просто честных людей.

В сериале есть свой сюжет, который расходится с исторической реальностью, но тут важно помнить, что сериал — произведение художественное, есть нормативы жанра, есть сценарные необходимости.

Во второй серии появляется женщина-физик из Минска — Ульяна Юрьевна Хомюк, которая обнаруживает у себя в шкафу подробный план Чернобыльской АЭС и спешит с ним на место катастрофы, чтобы объяснить академику Легасову, что реактор мало засыпать смесью — из отсека нужно откачать воду, которая там накопилась, потому что пожарные машины накачивали её туда всю ночь, а значит, вода от перегрева может создать эффект водородной бомбы.

Каждый зритель поймёт, что такая сюжетная линия — просто дань следования современному сценарному канону. Никаких чертежей атомной электростанции в шкафу быть не могло, доехать из одной республики в зону бедствия, находящуюся в другой, за несколько часов невозможно, в конце концов, кто бы её пустил? Но так нужно для сюжета.

Примерно к этой же необходимости можно отнести и историю трёх рабочих, которые за 400 премиальных рублей и после вдохновляющей речи о героизме соглашаются проплыть под реактором по заражённым каналам, чтобы открыть вентили и выпустить опасную для всей Европы воду. Вопрос: куда?! Это художественная условность. И таких условностей в сериале ещё будет много.

Но важно не это. Важно, что благодаря педантичному подходу и масштабу темы в сериале вдруг раскрывается мир — давно ушедший, но живой. Завораживающий и суровый мир советского человека.

Мир, который фонит до сих пор.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

По материалам: rt.com

Мир советского человека обновлено: Май 16, 2019 автором: Елена Фролова
Не пропустите самое важное в "Google Новостях" от THEUK.ONE
Загрузка...
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Реклама
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.

Текст комментария будет автоматически отправлен после авторизации

Настоятельно рекомендуем вам придерживаться вежливой формы общения, избегать любого незаконного, угрожающего, оскорбительного, непристойного или грубого обращения к другим посетителям ресурса.
Сегодня в выпуске
23.10.19
Правительство Британии ускорит подготовку к Brexit без сделки, заявил Джонсон .
23.10.19
Дайджест СМИ Турции по российской тематике
23.10.19
«Локомотив» уступил «Ювентусу» в матче Лиги чемпионов
23.10.19
Феникс (Китай): никого нельзя пускать в свою сферу влияния! НАТО решила создать военную базу у российских границ, Путин очень недоволен
23.10.19
Джон Ле Карре: «Брексит — это самая большая глупость, совершенная Великобританией» (El País, Испания)
Загрузка...
Читать дальше