Общество: Новое время (Украина): организация объединенной нации

Новогоднее обращение президента Украины с предложением создать новую национальную идею вызвало острые дискуссии. Если бы у меня спросили: «Что не так с нашей национальной идеей?», я бы ответил: «Да все не так». Ведь национальной идеи у нас нет и быть не может по определению. В ее поисках столько же смысла, сколько в погоне за эликсиром молодости или философским камнем.

Нации рождаются не из идей, а в силу опыта повседневной жизни. В сухом остатке мы спорим о выборе между двумя моделями: этнической и гражданской. И то, что предлагает президент, это гражданская модель.

Однако здесь возникают два но.

Первое: кроме пары исключений, нет чисто этнических и чисто политических наций. С одной стороны, этнические нации включают в себя этнические меньшинства, на которые распространяются гражданские права. С другой — гражданские нации сосредоточены вокруг этнического ядра. По¬этому, когда нас ставят перед жестким выбором — или-или, нами почти наверняка манипулируют. Поскольку забывают или замалчивают возможность сочетания этих моделей.

Второе: если выбор между нациями не является таким жестким, это не означает, что он неважен вообще. Выбирать нужно. И выбор заключается в определении ядра, вокруг которого формируется нация. Скажем, в США — у гражданской нации — основное ядро состоит из англосаксонского протестантского населения. Изменится ли характер американской нации, если этим ядром станет испаноязычное сообщество?

Поэтому когда украинский президент говорит о том, что нет никакой разницы — патриот, малоросс, ватник или бандеровец, поскольку нет такой строки в паспорте, то его слова манипулятивны. При выборе одного из них (патриота или ватника) в качестве ядра, остальные там не уживутся.

Я могу лишь описать ядро своей мечты. Это третья Украина. Украина центра как географического и политического, так и социального: не очень богатая, но и не совсем бедная. Трехъязычная (украинский — главный, русский по выбору, английский по статусу) и европейски ориентированная. С высшим образованием и в основном молодая.

Эта группа не химера, она действительно существует. И лучше всего ее наличие доказывает трансформация от таможенника до айтишника как людей с более высокой зарплатой среди этого поколения.

Однако размер зарплаты не может быть признаком ядра нации. Иначе это ядро, во первых, будет уменьшаться или расти в зависимости от ее величины, а во вторых, пополнять другие нации с более высокой зарплатой.

Нация, говорил Эрнест Ренан в своей знаменитой Сорбоннской лекции, является в первую очередь духовным принципом. Она — результат жертв и самоотречений, поскольку мы любим соответственно жертвам, на которые согласились.

В нашем случае идеальными кандидатами на такое ядро могли бы стать айтишники или представители современного молодого класса, которые ушли на фронт или выбрали путь волонтеров. Такие люди есть, и их много. Но при нынешней власти из них лепят образ националистических преступников или представителей «партии войны».

На роль альтернативного ядра могут претендовать сам Зеленский и его команда из «Квартала 95». 73% поддержки на выборах нельзя игнорировать. Однако мы не видим среди них жертв самоотречения. Президент, который сегодня ораторствует о важности освещенных и заасфальтированных улиц на Украине, а завтра отправляется на отдых в Оман, не может быть образцом жертвенности.

В качестве примера мне вспоминается глава Чили Сальвадор Альенде. Во время военного переворота в сентябре 1973 года он не стал искать убежища в иностранных посольствах, а взял в руки оружие. К его политике можно относиться по разному. Но сегодня, когда столицу Чили охватили протесты, похожие на майданную революцию, вполне понятно, почему Альенде стал для них иконой.

Я не желаю нашему президенту повторить судьбу Альенде. Но сложно сейчас представить протесты, иконой которых мог бы стать глава украинского государства.

Мало говорить о красивых идеях. Нужно еще суметь их засвидетельствовать. На старогреческом «свидетель» означает то же, что и «великомученик». Если не можешь пойти на жертвы ради задекларированных идей, лучше не говорить о них вообще.

И последнее: в дискуссии о контурах нации мы часто забываем, ради чего все это. Нация — не самоцель. Тем более не является самоцелью одноязычная этническая нация. Как показывает опыт межвоенной Польши и похожих на нее государств, когда гражданская нация начинает вести себя как этническая, это не самоцель, а самоубийство.

Нация — это не о языке и не о зарплате. Нация — это пусть и важный, но все же инструмент, позволяющий сообществу определенной территории и культуры достойно войти в большой мир. Проще говоря, иметь освещенные и заасфальтированные улицы. Но вот для того, чтобы их получить, есть разница, кому поставлен памятник, у которого ты ждешь любимого или любимую. Там должен стоять кто то, кто при жизни пусть и не был святым или святой, но точно не был убийцей. И почти наверняка был великомучеником.

 

Новое время (Украина): организация объединенной нации обновлено: 20 января, 2020 автором: Елена Фролова
Реклама
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Реклама
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.

Текст комментария будет автоматически отправлен после авторизации

Настоятельно рекомендуем вам придерживаться вежливой формы общения, избегать любого незаконного, угрожающего, оскорбительного, непристойного или грубого обращения к другим посетителям ресурса.
Загрузка...
Реклама
Читать дальше