Общество: Новое время (Украина): Шутка с кровью. Рецензия на триумфатора Оскара 2020 — фильм «Паразиты»

Фильм «Паразиты» стал настоящей сенсацией церемонии награждения «Оскар — 2020», которая состоялась в воскресенье, 9 февраля, в Лос-Анджелесе. Он получил четыре награды в номинациях — «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший фильм на иностранном языке», «Лучший режиссер» и «Лучший фильм». И стал первым в истории фильмом, снятым на иностранном (не английском) языке, получившим награду в главной номинации — «Лучший фильм».

Пон Джун Хо поместил свое имя на мировую кинематографическую карту в 2003 году, сняв сложносочиненный криминальный триллер «Воспоминания об убийстве». Киноман Квентин Тарантино позже назовет эту картину вместе со следующей работой режиссера («Вторжение динозавра») в числе своих любимых фильмов в период с 1992-го по 2009-й.

На волне успеха Чжун Хо отправится покорять Запад (два антикапиталистических манифеста «Сквозь снег» и «Окча»). «Паразиты» — его триумфальное возвращение на родину. Триумфальное потому, что вместе с фильмом режиссер привез в свою страну первую в истории Южной Кореи «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

Сюжет

Семья Ким Ки-Тэка живет в подвале. Возле их смотрящего в тротуар окна пьяные завсегдатаи местного бара регулярно справляют малую нужду. Чтобы хоть как-то прокормиться Ким, его жена Чунг, сын Ки-У и дочь Ки-Джон собирают коробки для пиццы. Понятно, что из радостей у ребят только лапша быстрого приготовления и дешевое пиво.

Встреча с гораздо более успешным другом Ки-У становится для парня, да и для всей его семьи билетом в лучшую жизнь. Тот подрабатывает репетитором английского в зажиточной семье, но в связи с переездом на Запад предлагает Ки-У занять его место. Подделать диплом не проблема, рекомендации друг даст.

Так начинается плавный переезд всего семейства Ким Ки-Тэка к богачам: обаятельный Ки-У располагает к себе хозяйку дома и советует нанять сначала свою сестру, потом отца, потом мать. Понятно, что все они делают вид, что друг друга не знают. Понятно, что хорошо это закончиться не может.

Сценарий и драматургия

О таких фильмах, как «Паразиты» принято говорить: «автор на пике формы». В свой условно первый период Пон Чжун Хо снимал вполне конкретные истории на стыке жанров, во второй — взял рупор и выдал сначала великий «Сквозь снег», потом чуть несобранный, но зато обладающий большим коровьим сердцем фильм «Окча».

Это была не то, чтобы разминка, но, подойдя к шестому десятку и своему опять-таки условно третьему периоду, режиссер выкинул рупор и отбросил конкретику. История, рассказанная в «Паразитах» до времени стелется незаметно, но постепенно затрагивает все классы общества и под конец начинает претендовать на универсальность.

Противопоставление богатых и бедных — самая поверхностная трактовка сюжета и та ловушка, в которую может попасть неосторожный зритель. Примерно в середине фильма режиссер с лукавой улыбкой открывает дверцу в подвал, куда проваливаются и богатые, и бедные, и вся страна.

Из сюжетных перипетий картины (связь судеб богатых и бедных корнями уходит здесь все в тот же символический подвал и прорастает не менее символичным домом сверху) постепенно проявляется знак сансары. В изнуряющей череде перерождений удачливые занимают место несчастных, а потом несчастные становятся на место удачливых. Колесо сансары крутится и перемалывает само понятие удачи: здесь уже неясно кто паразит, а кто нет. Все паразиты.

На вопрос «Как вырваться из этого процесса?» режиссер отвечает злой внутренней шуткой: надо двигаться на мифический Запад, как тот самый, выпавший из фильма, друг Ки-У. Не отдавая себе отчет, что там происходит примерно то же самое, оставшиеся в Корее герои стараются выучить английский, вворачивают тут и там английские слова, ориентируются на англоязычную культуру. Со стороны все это видится, конечно, ложным движением.

Актеры и картинка

Соответственно, участники событий фильма вызывают поочередно то понимание, то отвращение, то жалость, то смех. В главных ролях здесь сплошь звезды южнокорейского кино и некоторые из них могут быть знакомы и нашему зрителю. Тот же Сон Кан Хо, игравший в уже ставшими классикой «Вторжении динозавра» и «Сочувствие господину Месть». Или Чой Ву Сик («Поезд в Пусан»).

Привычно работая на стыке жанров — комедия, триллер, семейная драма — Пон Чжун Хо избегает эксцентричности присущей многим южнокорейским лентам. «Паразиты» — фильм для всех и про всех. Точкой входа здесь служит стильность интерьеров, искусность движений камеры, легкость подачи и тот увлекательный лабиринт передвижений героев по злополучному дому.

Возвращаясь к разговору о периодах и пике формы, если в фильме «Сквозь снег», чтобы проговорить свои мысли насчет классовой несправедливости, режиссеру понадобилось уничтожить весь мир, то в своей новой картине для разговора на схожую тему ему было достаточно всего лишь найти красивую локацию.

Паразиты — вердикт НВ

Фильм из Южной Кореи в прокате — уже повод для радости. Обладатель «Золотой пальмовой ветви» — что-то типа must see. Председатель жюри Канн этого года Алехандро Гонсалес Иньярриту с несвойственной ему прозорливостью объединил эти два фактора и сделал всем нам сложный, эффектный кинематографический подарок.

 

Новое время (Украина): Шутка с кровью. Рецензия на триумфатора Оскара 2020 — фильм «Паразиты» обновлено: 11 февраля, 2020 автором: Елена Фролова
Реклама
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Сегодня в выпуске
Реклама
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.

Текст комментария будет автоматически отправлен после авторизации

Настоятельно рекомендуем вам придерживаться вежливой формы общения, избегать любого незаконного, угрожающего, оскорбительного, непристойного или грубого обращения к другим посетителям ресурса.
Загрузка...
Реклама
Читать дальше