Общество: Пианист Владимир Могилевский: «Нужно иметь, что сказать от себя…»
stmegi.com:

Критики и слушатели всегда отмечают индивидуальность и свежесть интерпретаций Владимира Могилевского, его абсолютную непохожесть на других и новое прочтение того, что, казалось бы, уже давно раскрыто и известно. Сегодня этот знаменитый пианист — гость нашего издания.

- Владимир, вы когда-нибудь интересовались своей родословной, предками, происхождением фамилии?

- Да, я интересовался. Мой дедушка по папе был скрипачом и работал во МХАТе, когда там ещё был оркестр, и дружил со всеми мхатовскими «стариками», например, с Михаилом Яншиным. Папа помнит, как ходил в гости к известной детской писательнице Софье Могилевской, приходящейся ему тётей. В свою очередь, её папа, Абрам Могилевский, был знаменитым виолончелистом, профессором Московской консерватории, дружил с Львом Толстым. Софья Могилевская посвятила этой теме повесть «Виолончель Санта-Тереза». Как-то я общался с Ростроповичем, и он, впервые услышав мою фамилию, сразу же спросил про Абрама Могилевского, являюсь ли я его родственником или нет, и сказал, что он был его идолом в юности. Также родственником является выдающийся скрипач Александр Могилевский, близкий друг великого Скрябина. Они неоднократно выступали вместе, в том числе, в турне с Кусевицким. Он основатель известной японской методики игры на скрипке «Сузуки»: сам Сузуки был его учеником. Похоронен Александр Могилевский в Токио. Но должен сказать, что непосредственно на мое становление и воспитание как музыканта и человека, несомненно, значительно повлияли мои родители и родители моей мамы (папины родители, к сожалению, очень рано ушли из жизни), а также моя старшая сестра, композитор. Моя мама 10 лет преподавала музыку в школе. Хочу подчеркнуть, как важно правильное воспитание в семье, привитие детям любви к музыке, искусству, вкусу. Многочисленные походы в музеи, на концерты, в оперу, балет моих родителей со мной до сих пор в моей памяти и очень дороги. И хоть мои родители и бабушка с дедушкой не музыканты по профессии, но редкостно музыкальны. До сих пор мнение родителей о моей игре для меня очень ценно. Музыку можно интуитивно весьма тонко чувствовать и понимать.

- В данном контексте получается так, что вы стали музыкантом неслучайно: это было «написано на роду». Это естественный процесс? Или вас просто, как это было принято в интеллигентных семьях, отдали в музыкальную школу?

- Нет, это не так. Моя сестра Лена, которая старше меня на 10 лет, — композитор, Она была вундеркиндом и уже в 3-4 года сочиняла песенки и стихи, так что была творческим ребёнком. А я рос в этих звуках, слышал её бесконечные занятия на фортепиано, и когда мне исполнилось пять лет, я просто потребовал, чтобы меня отдали в музыкальную школу. Но родители уже на примере моей сестры видели, что музыка — это тяжёлый «хлеб», поэтому они не хотели, чтобы я занимался ей профессионально. В мою защиту тогда вступилась сестра, которая сказала, что «у Володи абсолютный слух, и он уже сейчас со мной поёт двухголосные инвенции Баха, что у него видны явные способности и, главное, большое желание заниматься музыкой».

- Я прочитал, что уже в восьмилетнем возрасте вы играли сочинения, которые были специально для вас написаны, а о каких композиторах идёт речь?

- В то время для меня много писала Татьяна Алексеевна Чудова, замечательный композитор и профессор Московской консерватории, а в то время она была ассистентом Тихона Николаевича Хренникова, нашего легендарного композитора. Кстати, у него училась моя сестра. Татьяна Алексеевна дала мне исполнять произведения, написанные ею ранее, а также специально для меня сочинилa цикл. Кроме этого я играл много произведений Глеба Сeдельникова.

- После получения высшего музыкального образования вы почти сразу уехали из России, потому что с 1995 года живёте и работаете в Германии, но что-то вы успели сделать до отъезда?

- Вы знаете, я окончил Гнесинскую Академию в 1994 году, и так получилось, что уже через год я уехал, хотя это специально не планировал, – так произошло, но должен сказать, что, в принципе, я играл достаточно много. Много играл и записывал телевизионные программы на Украине и на Всесоюзном радио. Также еще во время учебы, в возрасте 22 лет, участвовал в Международном конкурсе пианистов в Португалии, где стал лауреатом 2-й премии и специального приза «За лучшее исполнение сонаты Бетховена». Меня, как победителя конкурса, пригласили дать концерты в Испании, Португалии, Сербии, Венгрии и Германии. Так я оказался в Германии.

- Как тогда произошло, что вы стали жить в Германии?

- Просто так получилось: я играл в Германии дебют, это был фестиваль в Клеве, который каждый год проходит под открытым небом в старинном парке. Тогда он был посвящён Листу, и как-то всё прошло очень успешно, о нём написали все крупные газеты Северного Рейна Вестфалии, этот фестиваль транслировался по радио. После этого фестиваля последовали и другие приглашения, так что постепенно и неожиданно для меня всё пошло. Немного позднее я поступил в аспирантуру в Германии по классу замечательного пианиста Майкла Ролла, победителя 1-го международного конкурса в Лидсе, который специально прилетал из Лондона заниматься со своими студентами.

- Как вы считаете, для музыканта важно, где он живёт, или он является по природе космополитом — человеком мира, и место, где он живет, — второстепенно?

- Мне кажется, то место, где живёт музыкант, имеет не очень большое значение. Естественно, страна должна быть более-менее цивилизованной, но у нас такая профессия, что мы часто проводим время со своим инструментом, поэтому постоянно происходит уединение, а иногда неплохо было бы оказаться на каком-нибудь необитаемом острове, чтобы остаться наедине со своими мыслями и музыкой.

- Есть какой-то рейтинг пианистов, например, Десятка лучших пианистов мира? Кто-то этим занимается и составляет такие списки?

- Вы знаете, в Интернете есть такая страница. Конечно, можно составить рейтинг по известности, по популярности, сегодня это легко делается, даже по количеству упоминаний в мировой сети. Но музыка — это особая вещь, а судьбы музыкантов совершенно различны, поэтому не менее талантливый человек может где-то прозябать в Сибири, и никто о нём не знает, хотя популярность можно измерить.

- По поводу Сибири я сразу же вспомнил Дениса Мацуева, который в своё время переехал в Москву и сделал неплохую карьеру.

- Да, он до сих пор делает хорошую рекламу Сибири. Денис — большой патриот, он родом из Иркутска, и я считаю, что это очень правильно. Мацуев — молодец!

- Кроме сольных выступлений, у вас ещё есть опыт в исполнении камерной музыки, например, с известным скрипачом Вадимом Репиным. Какие у вас сохранились впечатления от этих музыкальных встреч?

- Репин — великолепный музыкант, я его очень люблю и люблю всё, что он делает с самого детства, потому что я помню его совсем маленьким. Ему было 11-12 лет, и я слушал Вадима, хотя я его всего на пару лет старше.

- Да, он из вундеркиндов. Я тоже помню два имени из своего детства: Вадик Репин и Женя Кисин.

- Женю я хорошо помню, и завтра как раз иду на его концерт, он меня пригласил. Мы с ним вместе учились в Гнеcинской Aкадемии (тогда онa называлась Mузыкально-Педагогическим институтом имени Гнесиных). Мы с Кисиным сидели за одной партой.

- Вы лауреат многих премий и призёр разных фестивалей и конкурсов. Насколько это важно лично для вас или это просто «багаж» музыканта, и один из атрибутов того, что он доказывает, прежде всего, себе и публике, чего он стоит, и то, что всегда должно быть в арсенале музыканта высокого уровня?

- Самое важное, конечно, заключается в том, что ты воспроизводишь, когда садишься за рояль. Каждый концерт – это экзамен, который ты должен сдать на высоком уровне. Классический музыкант, в отличие от эстрадных певцов, не играет под фонограмму. Это всегда живое исполнение. То есть, при любом физическом и моральном состоянии музыкант должен исполнить вживую на высшем уровне. Здесь ошибок не простят. И никакие звания не помогут. Когда я преподаю и даю мастер-классы, то часто говорю своим ученикам: «Очень важно то, что ты имеешь за душой». Можно послушать одну и ту же «Лунную сонату» Бетховена в разных исполнениях – их может быть тысячи, и какое-то исполнение будет вас настолько волновать, что вы не сможете заснуть, а другое – кроме скуки и желания поспать – не вызовет другой реакции. Когда, к сожалению, люди, не знающие классики, слушают такие интерпретации, то они получают такую антирекламу, что в итоге у них складывается очень плохое впечатление о классической музыке, что это – что-то скучное, старое, ненужное и неактуальное. Очень важно, чтобы исполнение было глубоким, чтобы между нотных строчек исполнитель смог сказать и что-то собственное, выразить именно свои чувства, потому что в любом случае должно быть сопереживание. Наш великий и многоуважаемый мной Святослав Рихтер – редчайший музыкант – был чрезвычайно скромным. В последние десятилетия жизни он играл по нотам и дошёл до того, что практически играл в полумраке. Единственное, что он привозил с собой, маленькую лампу, прикреплял её к пюпитру, чтобы видеть ноты. Но Рихтер не хотел привлекать внимание к своей персоне, хотя я думаю, что это уникальное явление, особенно, если мы сегодня посмотрим на очень многих молодых классических музыкантов. К сожалению, сегодня классика идёт на потребу публики, и все пытаются «выпрыгнуть из штанов», чтобы продемонстрировать себя, и такой рихтерской скромности я практически не вижу, это встречается очень редко. Однажды на конкурсе пианистов один из его участников спросил мнение маститого профессора Московской консерватории Генриха Густавовича Нейгауза о своём исполнении. Великий музыкант и педагог ответил: «Вы талантливы, но на Вашей игре написано: «Я играю Шопена!», а надо, чтобы слышалось: «Я играю Шопена!». Сегодня 99% музыкантов делают ударения на «Я», что, по моему мнению, – неправильно! Но при этом нужно иметь, что сказать именно от себя…

Для жителей и гостей Германии сообщаем расписание ближайших концертов Владимира Могилевского:

21.12.2019, суббота, 20.00,

Laeiszhalle Hamburg (Kleiner Saal)

(Johannes-Brahms-Platz, 20355 Hamburg)

"Сокровища классической музыки - популярные произведения фортепианной музыки, от "Лунной сонаты" до Гершвина" - Произведения

Моцарта, Бетховена, Шуберта, Листа, Шопена, Дебюсси, Алябьева, Рубинштейна, Скрябина, Рахманинова, Гершвина.

29.12.2019, воскресенье, 16.00,

Philharmonie Berlin (Kammermusiksaal)

(Herbert-von-Karajan-Straße 1, 10785 Berlin)

"Лучшее из Фридерика Шопена" - Произведения Шопена

14.01.2020, вторник, 20.00,

Tonhalle Düsseldorf (Mendelssohn-Saal)

(Ehrenhof 1, 40479 Düsseldorf)

"Зима на Майорке"  

Произведения Фридерика Шопена и отрывки из романа Джорж Санд в исполнении Стефании Адомайт

Также будет смонтирован большой экран, на котором будут демонстрироваться фото- и видеоматериалы по этой теме.

08.02.2020, суббота, 20.00,

Ferdinand-Trimborn-Saal Ratingen

(Poststraße 23, 40878 Ratingen)

"Русский романтизм" - Произведения Лядова, Аренского, Рубинштейна, Скрябина, Рахманинова, Чайковского

С более полным списком концертов Владимира Могилевского вы можете ознакомится на его персональном сайте по адресу: .

Пианист Владимир Могилевский: «Нужно иметь, что сказать от себя…» обновлено: 24 октября, 2019 автором: Eye_Candy
Реклама
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Реклама
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.

Текст комментария будет автоматически отправлен после авторизации

Настоятельно рекомендуем вам придерживаться вежливой формы общения, избегать любого незаконного, угрожающего, оскорбительного, непристойного или грубого обращения к другим посетителям ресурса.
Загрузка...
Реклама
Читать дальше