Если у каждого народа, как и у каждого языка, есть своя грамматическая система, какова же грамматика, которая может помочь нам понять современную Россию?
Даже наименее наблюдательные из иностранцев, побывавших в сегодняшней России, наверняка быстро откроют первое правило этой метафорической грамматики: единство противоположностей.
С одной стороны, мы видим Россию, которая почти одержима своей «инаковостью». С другой стороны, мы видим Россию, которая стремится к «тождественности» остальным членам семьи западных государств.
Для русской истории этот дуализм «инаковости-тождественности» — не в новинку. Первоначально Россия выстраивала свою идентичность вокруг претензий на «инаковость», называя себя «Третьим Римом», преемницей Рима и Константинополя, последнего поборника Христа в быстро дехристианизированной Европе.