Общество: Стоп-кадры: Режиссер Виестур Кайриш показал историю Латвии 30-40-х годов в картинках

В новом фильме Виестура Кайриша "Город у реки" отражены все главные вехи самого трагичного периода истории Латвии: смена властей, депортация, холокост, эмиграция. В основе сюжета — история латгальского маляра Ансиса, который что в прямом и переносном смысле перекрашивает город в цвет каждой новой власти и меняет таблички с названиями главных улиц — то Свободы, то Единства, то Сталина, то Гитлера… У каждой власти — своя картинка мира.

Картина "Город у реки" уже третью неделю лидирует в прокатах кинотеатров Латвии. Название города в фильме нигде не обозначено, да и снимался он в нескольких местах Латвии. Но за два часа просмотра перед зрителем проходит краткая история Латвии 30-40-х годов, когда одна власть сменяла другую, не оставляя жителям города у реки никакого выбора..

Главная метафора картины: новые режимы приплывают в Латвию и покидают ее на белом пароходе. И с каждым новым гудком у маляра Ансиса начинается новый заказ.

Предлагаем экскурсию по режимам и их признакам в фильме "Город у реки", который снят на латгальском языке, а в кинотеатрах показывается с латышскими, русскими и английскими титрами.

Стоп-кадры: Режиссер Виестур Кайриш показал историю Латвии 30-40-х годов в картинках Foto: Kadrs no filmas

Ульманисовские времена

Названный по-латгальски "Baltais guļbs" ("Белый лебедь") пароход с приходом улманисовских времен тут же переименовывают на латышский лад "Baltais gulbis". Ведь один из лозунгов вождя — "один народ, один язык". Латгальский — не у дел. Улицу Brīvības (Свободы) переназывают в Vienības (Единства), а доминирующим цветом становится зеленый.

Стоп-кадры: Режиссер Виестур Кайриш показал историю Латвии 30-40-х годов в картинках Foto: Kadrs no filmas

Советская власть

Новый цвет — красный. При власти Советов табличка на пароходе снова меняется — теперь он "Красная Аврора". Ансис старательно выводит кириллицей новое название главной улицы — Сталина. Один из главных характеров новой власти — чекист Мамонов, требовательный и опасный.

Стоп-кадры: Режиссер Виестур Кайриш показал историю Латвии 30-40-х годов в картинках Foto: Kadrs no filmas

Депортации

Когда-то многообещающее достижение техники поезд после депортация семей в вагонах для скота превращается в трагический образ истории. Ансис и его девушка Найга становятся свидетелями жутких событий. Ансис и сам мог оказаться в таком вагоне (в списках он значился), но его спасла перешедшая на сторону советской власти подруга Зисель. Эти кадры сняты в Даугавпилсе.

Стоп-кадры: Режиссер Виестур Кайриш показал историю Латвии 30-40-х годов в картинках Foto: Kadrs no filmas

Нацистская оккупация

Новая власть — коричневая. Такой цвет получается при смешении первых двух — зеленого и красного, что показано в картине Кайриша. Власть представлена в лице друга детства Ансиса остзейского немца Андреаса, который перед войной вернулся в Германию. Теперь он снова хозяйничает в Латвии. На этот раз главная улица обретает новое имя — улица Адольфа Гитлера.

Стоп-кадры: Режиссер Виестур Кайриш показал историю Латвии 30-40-х годов в картинках Foto: Kadrs no filmas

Холокост

Еврейский владелец лавочки с красками Бернштейн (его играет Гундарс Аболиньш) — знаковый персонаж фильма. Именно он не разрешает своей дочери Зисель выйти замуж по любви за Ансиса. Гораздо позже он осознает, что совершил ошибку. Одна власть отнимает у него имущество (лавку национализируют), другая — жизнь. И он не один — пароход увозит группу евреев в один конец. И тут уже Ансис спасает Зисель от смерти — прячет ее у себя дома от немцев.

Стоп-кадры: Режиссер Виестур Кайриш показал историю Латвии 30-40-х годов в картинках Foto: Kadrs no filmas

Легионеры СС

Если поначалу общение Ансиса с властями связано исключительно с его профессией — он выполняет заказы, цвета выбирает не он. В целом он чувствует себя вполне независимым. Но однажды ему уже приходится выполнить приказ — сделать табличку Judenfrei и сменить рабочую одежду в военную — легионера СС. Выбора нет.

Стоп-кадры: Режиссер Виестур Кайриш показал историю Латвии 30-40-х годов в картинках Foto: Kadrs no video

Эмиграция

Лодка с беженцами, которые пытаются сбежать от войны в Швецию, снималась в устье Лиелупе. Это были последние кадры съемочного процесса.

Автор романа "Город у реки" Гунар Яновскис осенью 1944 года был в числе беженцев, которые отправились в Германию.

Стоп-кадры: Режиссер Виестур Кайриш показал историю Латвии 30-40-х годов в картинках обновлено: 8 февраля, 2020 автором: Елена Фролова

Мотиноринг ситуации с корона-вирусом в мире на официальном сайте https://koronavirus.center

Реклама
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Реклама
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.

Текст комментария будет автоматически отправлен после авторизации

Настоятельно рекомендуем вам придерживаться вежливой формы общения, избегать любого незаконного, угрожающего, оскорбительного, непристойного или грубого обращения к другим посетителям ресурса.
Загрузка...
Реклама
Читать дальше

Советы по безопасности