Общество: «Строитель» вернулся спустя век

25 ноября в московском театре «Эрмитаж» состоялся вечер, посвященный 100-летию Государственного еврейского театра (ГОСЕТ, 1919–1949), приуроченный к открытию XI Международных Михоэлсовских чтений, подготовленный Московским театром Грановского и Российской государственной библиотекой искусств при поддержке Российского еврейского конгресса и Московского театра «Эрмитаж».

Вечер состоял из пресс-конференции и спектакля. Для рассказов о ГОСЕТе, его актерах, режиссерах и Михоэлсе, о режиссере Алексее Грановском и его творческом методе удалось собрать интереснейших людей.

Ради этой встречи из Израиля прилетели Алла Зускина-Перельман (дочь актера ГОСЕТа, ученика Грановского Вениамина Зускина) и Елена Гольцфарб-Лурье (дочь режиссера ГОСЕТа Леонида Лурье). Потрясающие подробности из первых рук вспоминали Анна Фридлянд-Метер (внучка актера ГОСЕТа, ученика Грановского, дублера Михоэлса Меера Штеймана), Марина Карлова (внучка актрисы ГОСЕТа, ученицы Грановского Либы-Рейзы Ром) и племянница художника ГОСЕТа Александра Лабаса, руководитель Фонда содействия сохранению творческого наследия Лабаса (Лабас-Фонд) Ольга Бескина-Лабас. Директор Российской государственной библиотеки искусств Ада Колганова рассказала о зарождении и развитии традиции Михоэлсовских чтений. Художественный руководитель Московского театра «Шалом», народный артист РФ Александр Левенбук рассказал о проблемах и победах театров, играющих на идиш. Актер театра «Шалом» Геннадий Абрамов прочел на идише и русском языке фрагмент поэмы Переца Маркиша «Михоэлсу — неугасимый светильник».

А профессор еврейской истории и культуры в Queen's University (Кингстон, Канада) Василий Щедрин и руководитель Театра Грановского, актер Театра на Таганке, ученик Юрия Любимова Игорь Пехович рассказали о пьесе «Строитель», написанной молодым Михоэлсом и поставленной в 1919 году молодым Грановским.

Алексей Грановский, он же Абрам Азарх, будучи уже довольно опытным режиссером, в 1919 году основал в Петрограде при Театральном отделе Наркомпроса еврейскую театральную студию, где и дебютировал молодой Шломо Вовси, будущий великий актер Соломон Михоэлс. Вовси написал маленькую пьесу по мотивам сюжета о строительстве Вавилонской башни. В июле 1919 года Грановский поставил по этой пьесе спектакль, который показывался не только в Петрограде, но и на гастролях в Витебске. Шломо Вовси играл роль «Вчера» («Дух былого»). После переезда студии в Москву и создания на ее основе Государственного еврейского камерного театра (ГОСЕКТ), вскоре утратившего в названии слово «камерный» и ставшего ГОСЕТом, пьесу более никогда не ставили.

Спектакли ГОСЕТа создавались на основе произведений еврейской литературы, могли отражать реальные события: например, «Фрейлехс» был поставлен в честь победы в Великой Отечественной войне. Художниками ГОСЕТа были Марк Шагал, Роберт Фальк, Исаак Рабинович, Александр Лабас.

Спектакли ГОСЕТа сопровождалась живой оркестровой музыкой, вокальными номерами, танцем, экспериментами со звучащим словом и движением. «Король Лир» с Михоэлсом в главной роли стал невероятным театральным событием. Известнейший английский актер, театральный и оперный режиссер эпохи модернизма Эдвард Гордон Крэг сказал: «За свои восемьдесят лет жизни и шестьдесят лет работы в театре я ни разу не видел такого Лира. Теперь я понимаю, почему в Англии нет настоящего шекспировского театра: там нет такого актера, как Михоэлс».

...Грановского в 1928 году ждала судьба невозвращенца, заменивший его на посту руководителя театра Михоэлс, как всем хорощо известно, был убит в результате подстроенной автокатастрофы по личному приказанию Сталина в 1948 году. Через год театр был закрыт.

Текст «Строителя», хранившийся в архивах ГОСЕТа, чудом пережил два пожара. Первый — в 1949 году во дворе ГОСЕТа (ныне двор театра на Малой Бронной): особисты получили указание сжечь декорации, реквизит, костюмы, книги, документы. Второй — в хранилище Бахрушинского музея, куда в 1970-х годах была передана часть документов ГОСЕТа. Но именно там в 1993 году Василий Щедрин и обнаружил пьесу, записанную от руки самим Михоэлсом с режиссерскими пометками Алексея Грановского. А в 2018 году Игорь Пехович с бесценной помощью петербургского музыковеда Евгении Хаздан отыскал в Российском национальном музее музыки нотную партитуру, в 1919 году написанную для спектакля Арнольдом Маргуляном.

Игорь Пехович занимается реконструкцией театральной системы Грановского много лет и пропагандирует ее в России и за рубежом. В 2012 году он создал «Лабораторию Грановского» на Малой сцене Театра на Таганке, поставив спектакли «Моцарт и Сальери» и «Король Лир». В 2015 году в Лабораторию влились его ученики-актеры — выпускники Московского государственного университета культуры и искусства. Лаборатория стала театром. В репертуаре театра — Шекспир, Пушкин, Чехов, Шукшин.

Пьеса «Строитель» трудна для восприятия и постановки. Она написана условным, высокопарным языком. Но этим небольшим драматическим наброском он напророчил не только собственную судьбу и судьбу своего поколения, но и трагическую историю всего ХХ века. Точно реконструировать спектакль Грановского, разумеется, невозможно. Режиссер постановки Игорь Пехович составил ее из трех фрагментов: собственно текста Михоэлса о Вавилонской башне и двух образных историй: о строительстве Великой китайской стены и о создании атомной бомбы, рассказанных языком танца и пения.

Оглушительно прекрасная музыка Маргуляна звучит в записи сводного оркестра педагогов и учеников Московской Академии им. Маймонида; музыку восстановили композитор, заслуженный артист РФ Борис Франкштейн и дирижер, заслуженный артист РФ Евгений Левин. За хореографию отвечал руководитель группы традиционного китайского танца Льва и Дракона «Чай-Лев» Олег Санковский. Роль Михоэлса – «Вчера» – сыграл Игорь Пехович. Духа Будущего, «Завтра» – автор этих строк. Главную роль трагического и нелепого Строителя – заслуженный артист РФ Александр Резалин. В спектакле поют древнюю канторскую музыку, песню «Каменщик» 1913 года Юлия Энгеля на стихи Брюсова. А завершает действие песня «» («Кто правит кораблями?») в исполнении Марии Якубович и Игоря Пеховича, на фоне кадра из фильма Анджея Вайды «Корчак», где был изображен сам Януш Корчак с ребенком на руках — олицетворения духовной, а не вещественной высоты.

«Строитель» вернулся спустя век обновлено: 27 ноября, 2019 автором: Eye_Candy
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.

Текст комментария будет автоматически отправлен после авторизации

Настоятельно рекомендуем вам придерживаться вежливой формы общения, избегать любого незаконного, угрожающего, оскорбительного, непристойного или грубого обращения к другим посетителям ресурса.
Загрузка...
Реклама
Загрузка...
Читать дальше