original_photo-thumb_650

Специально для девятого Платоновского фестиваля театр из Великобритании Menagerie Theatre Company поставил спектакль «Блаженство» по мотивам повести Андрея Платонова «Река Потудань». Премьера постановки состоялась 6 и 7 июня в театре драмы имени Кольцова.

Андрей Платонов считается сложным писателем, за рубежом по его произведениям не так-то часто ставят спектакли. Именно поэтому было интересно увидеть взгляд британских драматурга Фрейзера Грейса и режиссёра Пола Борна на повесть воронежского писателя, действие в которой происходит в Кантемировке после Гражданской войны. Напомним, по сюжету повести «Реки Потудань» красноармеец Никита Фирсов возвращается в родную деревню, где встречает подругу детства Любу, которая учится на врача. Молодые люди в условиях голода и суровой жизни пытаются быть вместе.

История создания «Блаженства» довольно любопытная. Фрейзер Грейс после премьеры на пресс-конференции рассказал, что много лет назад случайно прочёл повесть Платонова, которая отозвалась в его душе.

Драматург Фрейзер Грейс (слева) и режиссёр Пол Борн (справа)
Фото с сайта domjourvrn.ru

— Меня зацепила некоторая странность в его работах, какая-то необъяснимость. Он называет вещи своими именами, описывает всё очень реалистично, не жеманясь. И в то же время там есть любовь, доброта и даже оптимизм. Вы сомневаетесь в оптимизме в произведениях Платонова? Зря, он действительно присутствует. Возможно, Платонов не питал иллюзий по поводу политики, но у него была вера по отношению к обычному человеку, вера, что он всё преодолеет.

В прошлом году на театральном фестивале Hotbed в Кембридже в рамках лаборатории по адаптации художественного текста к сценическому Фрейзер совместно с режиссёром Полом Борном сделали эскиз спектакля по мотивам повести «Река Потудань». Пол Борн рассказал, что дирекция Платоновского фестиваля каким-то образом узнала про эту лабораторию и связалась с Menagerie Theatre Company.

— Нас пригласили на Платоновский фестиваль выступить с пьесой по Платонову. Я сначала удивился: «Какая пьеса? Это была разовая акция». Но Фрейзер захотел завершить начатое. Так что специально к фестивалю в Воронеже был поставлен спектакль «Блаженство». То, что мы приехали, это ваша заслуга, — рассказал Пол Борн.

Сцена спектакля
Фото Игоря ФИЛОНОВА

Фрейзер Грейс преобразовал сюжет «Реки Потудань», оставив основную линию взаимоотношений Любы и Никиты. Драматург попытался внутренние переживания героев ещё сильнее обнажить на сцене, чем это было у Платонова. Даже отдельные предложения в произведении писателя в пьесе Фрейзера разрастались до целых эпизодов.

На спектакле «Блаженство» зрители становятся не просто наблюдателями, а как будто оказываются внутри происходящего благодаря сценическому решению режиссёра и декорациям. Зрители находились с двух сторон от сцены. При этом актёры не уходили за кулисы, даже если они не были задействованы в каком-то эпизоде. То есть зрители могли наблюдать, как они меняют костюмы, грим, переставляют декорации. Всё это придавало спектаклю дополнительную живость и динамику.

О декорациях стоит сказать отдельно. В постановках по Платонову в качестве основного материала для оформления пространства чаще всего используется дерево. В «Блаженстве» тоже без него не обошлось, но все основные предметы оформления создаются из поддонов и ящиков, которые трансформируются в стены дома, в шкаф, в кровать, прилавок на базаре и даже в льдины… Конструкция поддонов легко просматривается и позволяет зрителям наблюдать через них за происходящим на сцене.

Поддоны и ящики трансформируются в стены дома, в шкаф, в кровать, прилавок на базаре и даже в льдины...
Фото Игоря ФИЛОНОВА

На премьере спектакля было видно, что актёры немного волнуются, но они быстро справились с переживаниями, сжившись со своими персонажами, и даже практически без акцента исполнили «Ой, мороз, мороз», которую в одной из сцен нужно было петь Любе и Никите. Пол Борн рассказал, что актёры очень старались выучить её на русском. Режиссёр планирует оставить этот эпизод и в дальнейших показах спектакля в Англии.

Герои «Блаженства» существуют в мире, где им просто необходимо строить новую жизнь. Им кажется, что раз они пережили войну, не умерли от голода, у них не может не получиться создать семью. Но не выходит. Чтобы по-настоящему стать близкими друг другу, Любе и Никите приходится пройти сложный путь. Никита настолько покалечен и потрясён войной, что просто не может любить, ему постоянно мерещится некий бродяга, как символ его страхов и какой-то неминуемой беды. В спектакле сделан акцент на том, что Никита столяр, а не солдат, да ещё и мастерит фигурки из проволоки – душа просит творчества. Война для него противоестественна. Он не понимает, как вернуться к жизни после пережитого, пытается убежать сам от себя и от Любы (читай – от любви, не зря такое имя выбрано писателем), становясь и бродягой, и чернорабочим на базаре. Люба же сначала ищет и ждёт Никиту, но потом, думая, что он утонул, решает идти вслед за ним – в реку Потудань. Но её вытаскивают рыбаки.

— У нас не было цели рассказывать зрителям историю их страны, мы хотели показать взаимоотношения двух людей. С момента встречи их выживание только начинается. Наперекор всем бедам они воссоединяются. И снова у них появляется оптимизм, вера в счастье, блаженство. Если, конечно, Люба не умрёт на следующий день от чахотки, — с некоторой иронией сказал Грейс.

Пол Борн сказал, что для него, как режиссёра, в спектакле очень важными были первая и финальная сцена. Если в начале спектакля Люба говорит Никите: «У тебя есть еда?», в финале же она произносит: «Позволь согреть тебя, поделиться своим теплом». Пройденные испытания дают понять, что потребность в душевном тепле для них важнее всего.

Режиссёр смог показать историю любви, которая понятна всем
Фото Игоря ФИЛОНОВА

Британцам, казалось бы, далеким от воронежской Кантемировки, от истории России начала XX века, удалось передать язык Платонова, не потеряв его многосложность и какую-то особую абсурдность. Например, Люба говорит Никите: «Не умирай, если помрёшь – некому гроб будет делать». Или вот ещё их диалог: «Вы теперь не забудете меня?» — «Нет, мне больше некого помнить». Проникнуть в психологию и душу платоновских героев – задача не из лёгких для любого режиссёра. Но, кажется, Пол Борн смог «изъять» их из конкретного исторического контекста и показать историю любви, которая понятна всем.

— Герои «Блаженства» находят смысл своей жизни в любви, — резюмировал Пол Борн и напел строчку из знаменитой песни The Beatles. – All you need is love.

Оценить спектакль «Блаженство» британские зрители смогут уже в следующем месяце – постановка будет показана в Кембридже. А в 2020 году театр со спектаклем по мотивам повести Платонова запланировал гастроли по Великобритании.

Источник

Театр из Англии поставил спектакль специально к Платоновскому фестивалю обновлено: Июнь 11, 2019 автором: Елена Фролова
Не пропустите самое важное в "Google Новостях" от THEUK.ONE
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Реклама
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.

Текст комментария будет автоматически отправлен после авторизации

Настоятельно рекомендуем вам придерживаться вежливой формы общения, избегать любого незаконного, угрожающего, оскорбительного, непристойного или грубого обращения к другим посетителям ресурса.
Читать дальше