Общество: The American Conservative (США): почему американцы любят членов королевской семьи? Потому что втайне мы скучаем по белой кости

Решение принца Гарри и Меган Маркл «отойти» от исполнения королевских обязанностей напомнило мне о странном восхищении американцев членами британской королевской семьи. Каждое утро с момента первого объявления на эту тему «Вашингтон Пост» публикует все больше материалов о королевских особах: о том, как это событие освещают британские таблоиды, о «переходном периоде» этой пары, о «темной стороне их бегства», о планах переезда в Канаду, о том, как Канада отреагирует на этот шаг. Приводятся многочисленные объяснения этой американской одержимости: здесь и стремление уйти от действительности, и желание лицезреть историю в процессе ее сотворения, и стабильность монархии, и участие в шоу, которое происходит в реальной жизни.

Я осмелюсь выдвинуть еще одну причину. Наблюдая за королевскими особами, американцы, несмотря на свои догмы мультикультурализма и антиклерикализма и невзирая на свою расовую, этническую, религиозную принадлежность, все-таки поддерживают определенные аспекты культуры белых англосаксонских протестантов (есть аббревиатура, обозначающая эту когорту людей — БАСП). Мы ценим то, что напоминает нам о нашем англосаксонском наследии, в том числе королевскую семью. Доцент кафедры истории Бостонского университета Арианна Чернок (Arianne Chernock) заявила в 2018 году Си-Эн-Эн, что интерес американцев к королевским особам «сохраняется с 1776 года… Как только мы разорвали связи, вернулось восхищение и даже некая одержимость членами королевской семьи». У американцев, утверждает Чернок, сохраняется ощущение общего пути, общей истории и общего мировоззрения с нашими британскими родственниками по ту сторону Атлантики.

В чем же состоит эта культура белых англосаксонских протестантов, в чем общность пути, истории и мировоззрения? Обозреватель Росс Даузет (Ross Douthat) в своей статье, посвященной покойному президенту Джорджу Бушу-старшему, отмечает такие достоинства белых протестантов англосаксонского происхождения как «твердая приверженность идее „положение обязывает", личный аскетизм и самоограничение, благочестие и набожность, которые проявлялись не только в благодарственных записках, лодочных туфлях и посещении церкви всей семьей. Это было духовное начало, готовившее большинство привилегированных детей не только к успеху, но и к служению». Я бы добавил к этому определенные черты среднего класса, такие как стремление к успеху («человек, который сам себя сделал»), индивидуализм, амбициозность, финансовая расчетливость, гражданская активность, учтивость и интеллектуальная смекалка. Даже если мы сами не обладаем этими чертами (а американцы, к сожалению, все больше их утрачивают), то даже мимолетный взгляд на героев наших телевизионных шоу и фильмов (Джек Райан, Брюс Уэйн, Питер Паркер) указывает на то, что мы считаем эти качества олицетворением всего того лучшего, что есть в американцах.

Более того, несмотря на все нападки на бывшего президента Обаму, он, говоря словами американского ученого Уолтера Рассела Мида (Walter Russel Mead), является одним из самых ярких представителей «нео-БАСПов» в нашей стране. Мид так объясняет свою точку зрения:

«Он не продукт кенийских деревень или социализма третьего мира. Он получил образование на Гавайях в школе, не уступающей частному учебному заведению Новой Англии, и формировался как личность в одном из лучших университетов Америки. У него гораздо больше общего с технократами из Гарварда типа Макджорджа Банди (McGeorge Bundy), чем с африканскими борцами за свободу и социалистами третьего мира из 1970-х годов.

В идеях Обамы о сильном централизованном государстве, которое ведет людей по пути правды и добродетели, есть четкий отпечаток „Новой Англии". Пуританский Бостон верил в сильное государство, чей долг состоит в поддержке высоконравственного поведения и в наказании за аморальные поступки. К 1800 году многие потомки пуритан стали сторонниками унитарного государства и модернизма; но утратив любовь к христианскому учению, они так и не отказались от своей веры в богоугодное общее благо и в обязанность добродетельных людей наставлять остальных на путь истинный».

Люди типа Обамы это «нео-БАСПы», как их называет Мид. Их «личное семейное древо не имеет никакой связи ни с англами, ни с саксами. Они могут даже не быть протестантами. Но эти люди насквозь пропитались идеями и ценностями, которые были сформированы британской историей и американским опытом».

Это и опыт моей семьи в США. Дед моего отца эмигрировал в Америку из Польши на рубеже XX века и, находясь во время Первой мировой войны в американской армии, посчитал, что целесообразно поменять свою фамилию Чох (Czoch) на Чок (Chalk), чтобы сержанту-инструктору было легче ее произносить. И хотя мой дед учил польский как свой первый язык, он с энтузиазмом перенимал обычаи белой англосаксонской протестантской Америки середины XX века. Его дом в Виргинии был типичным отражением ее менталитета. Там были портреты Линкольна, Вашингтона и прочая патриотическая атрибутика. То же самое можно сказать о семье моей матери, все предки которой ирландцы и которая прибыла в Америку во время большого голода 1840-х — 1850-х годов.

Насколько мне известно, никого из моих предков во время войны за независимость США в Америке не было. У моей семьи нет никаких свидетельств того, что наши ирландско-американские предки воевали в годы гражданской войны. Но как ирландская, так и польская ветвь моей семьи чтит эту историю как свою собственную. Мне прививали веру в то, что путь к успеху кроется в ценностях веры белой кости, в личной ответственности, амбициозности, бережливости, самоограничении, гражданской активности и учтивости, образцом которой были такие люди как Вашингтон, Линкольн — и даже Роберт Ли. Мои католические предки соответствовали этим стандартам и качествам, продолжая жить по этим правилам из поколения в поколение, выбираясь из бедности, занимаясь семейным бизнесом, находясь на военной и государственной службе.

Все это не является оправданием для белых американских протестантов англосаксонского происхождения, которые совершили множество ошибок, главными из которых стали узаконенное рабство и расовая дискриминация как на Севере, так и на Юге. Именно БАСПы, поддерживавшие такие качества среднего класса как расчетливость и трудолюбие, эксплуатировали миллионы вновь прибывших иммигрантов на американских фабриках и заводах. Именно БАСПы входили в Ку-клукс-клан не только на Юге в 1870-е годы, но и на анти-католическом Среднем Западе в 1920-е годы. И именно БАСПы несли американский колониализм и эксплуатацию народам Латинской Америки и бассейна Тихого океана.

Мои предки понимали, что, хотя многие белые англосаксонские протестанты свысока смотрят на их католическую веру, культуру и язык, Америка, где господствуют БАСПы, предлагает нечто такое, к чему стоит приспособиться. Именно культура БАСПов сыграла беспрецедентную роль в развитии представительного правления, общественной жизни и в личном социально-экономическом продвижении. Недостатки и некоторые исторические аспекты американской культуры БАСПов, включая их антикатолические предрассудки и преследования иммигрантов, многократно перевешиваются ее достоинствами.

Недавно я побывал в театре Форда. Убийство Линкольна никак не связано с историей моей семьи в США. Более того, практически все, о ком говорил экскурсовод (сам Линкольн, его убийца Джон Уилкс Бут, гость Линкольна майор Генри Рэтбоун, врач Линкольна Чарльз Лил), принадлежали к этой самой белой кости. Но, размышляя о гражданской войне и о той роковой пятнице в 1865 году, я понимал, что это моя история в той же мере, как и любого другого американца, прибыл ли он в Америку на судне «Мэйфлауэр», на переполненном пароходе в конце 19 века, или на американском военном корабле из Южного Вьетнама в 1975 году. Мне предложили сделать историю США моей собственной историей через образование, американскую культуру и мое гражданство.

Пусть БАСПы оставят себе свою протестантскую веру, свою этническую и семейственную элитарность и снобизм, да и любовь к британской королевской семье. Но что касается их многочисленных и достойных одобрения ценностей, то ни я, ни моя семья не можем себе представить свою жизнь без них.

The American Conservative (США): почему американцы любят членов королевской семьи? Потому что втайне мы скучаем по белой кости обновлено: 23 января, 2020 автором: Елена Фролова

Мотиноринг ситуации с коронавирусом в мире на официальном сайте https://koronavirus.center

Реклама
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Реклама
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.

Текст комментария будет автоматически отправлен после авторизации

Настоятельно рекомендуем вам придерживаться вежливой формы общения, избегать любого незаконного, угрожающего, оскорбительного, непристойного или грубого обращения к другим посетителям ресурса.
Загрузка...
Реклама
Читать дальше