Общество: The Conversation (Австралия): правда ли, что Call of Duty — антироссийская пропаганда?

Call of Duty одна из самых популярных франшиз в истории видеоигр, однако сейчас многие призывают бойкотировать последнюю игру серии за то, как в ней отображен один из военных конфликтов. Call of Duty: Modern Warfare (2019), выпущенная в октябре, собрала за первые выходные более 600 миллионов долларов, более чем вдвое превысив рекордную сумму, собранную за первые выходные фильмом «Джокер». Однако определенное возмущение вызвали как то, что игроки могут использовать в ней белый фосфор (химическое оружие), так и в целом сомнительный подход игры к вопросам глобальной политики, и в особенности спорное изображение России.

Недовольство вызвал сценарий под названием «Шоссе смерти». Игрок, внедренный агент ЦРУ, следящий за дорогой в пустыне на Ближнем Востоке, узнает, что «русские бомбили ее… убивая людей, которые пытались спастись». Это напоминает об эпизоде из истории Войны в Персидском заливе 1990-1991 годов, также известном, как «Шоссе смерти», в ходе которого Соединенные Штаты и их союзники атаковали на шоссе 80 большую отступавшую иракскую колонну. Это привело к огромным потерям среди иракцев и позднее навлекло на американских военных обвинения в чрезмерном применении силы.

Однако в игре ответственность за кровопролитие возлагается на русских, а не на американцев. В результате в адрес компании Activision, выпустившей игру, зазвучали обвинения в откровенной русофобии. Как и следовало ожидать, между американским разработчиком и российскими масс-медиа возник конфликт, и российские журналисты и геймеры объявили игру однозначной американской пропагандой.

Скандал вокруг игр серии Call of Duty разгорается не впервые. В 2009 году, в одной из более ранних версий игры присутствовал уровень под названием «Ни слова по-русски», в котором игрок выступал в роли агента ЦРУ под прикрытием, активно помогающего террористической ячейке убивать пассажиров в российском аэропорту. Шумиха практически не оказала отрицательного эффекта на продажи. На заядлых геймеров плохая пресса просто не подействовала.

Неоднозначность войны

В защиту игры следует отметить, что действие Call of Duty: Modern Warfare в основном происходит в вымышленной стране Урзикстан. Компания Activision не претендует на историческую точность. Более того она подчеркивает, что игра не отражает события реального мира.

Игра отсылает к целому ряду современных конфликтов и терактов и не выглядит простым пересказом истории Иракской войны. Ее разработчик Infinity Ward постоянно дает понять, что Call of Duty: Modern Warfare вдохновляется событиями из реальной жизни, но создает свой собственный нарратив.

Вопреки распространенному мнению, Call of Duty не прославляет войну. Напротив, она стремится продемонстрировать «моральную неоднозначность» и «трудность» военной жизни. Персонажи демонстрируют неопределенность современной войны — спрашивают, столкнувшись с необходимостью наращивать насилие: «Где же провести черту?» и признают себя одновременно «убийцами» и «пешками». Интеллектуального веса игре добавляют цитаты из Ханны Арендт и Аристотеля.

Помимо «Шоссе смерти» в игре немало тяжелых моментов, наглядно показывающих ужасы войны. Один из агентов убивает ни в чем неповинного человека, обвязанного взрывчаткой, во время теракта в Лондоне, игрока пытают утоплением, дети вынуждены защищаться от нападения в собственном доме.

При этом роль русских в сюжете сложнее, чем утверждают критики. Карикатурный русский злодей генерал Барков — подчеркнутый отщепенец, действующий вне юрисдикции Кремля, в то время как в некоторых миссиях российские военные выступают в качестве союзников. На Ближнем Востоке игра, в свою очередь, избегает противопоставлять «их» и «наших»: агент ЦРУ «Алекс» сотрудничает с урзикстанцами, включая впечатляюще изображенную участницу повстанческой борьбы Фару Карим, сторону которой он принимает против американского правительства.

Пропагандистские игры

Однако было бы ошибкой согласиться с создателями игры в том, что она полностью аполитична. Если шире посмотреть на происходящее, становится очевидно, что в целом эта популярная игровая франшиза служит элементом пропагандистской «мягкой силы», проповедуя американское мировоззрение, основанное на западных идеалах.

Выпущенная в 2003 году, спустя всего два года после терактов 11 сентября, первая Call of Duty была посвящена Второй мировой войне и позволяла игрокам ненадолго забыть о сложностях современного мира и позволить Америке снова «победить». Call of Duty продвигает однозначно проамериканский взгляд на мир не меньше, чем созданный американскими военными шутер America's Army (2002) — откровенный вербовочный инструмент, выпущенный синхронно с первой Call of Duty. Полагаю, что такие игры способствовали новому укреплению символической мощи Америки.

Сейчас франшиза по-прежнему славится агрессивным и воинственным настроем, предполагающим, что солдатам на месте виднее, а дипломатия бессильна — как говорит в раздражении один из персонажей: «Нам просто пора снять перчатки». Call of Duty призывает игроков воевать на стороне американцев (и иногда британцев) в виртуальных войнах по всему миру и приносить стране так необходимые победы.

В последней игре мы видим вполне стандартный сюжет с участием «Аль-Каталы» (отсылка к «Аль-Каиде» (организация, запрещенная в России — прим. перев.)) и с похищением химического оружия. Судя по всему, Call of Duty прочно застряла в прошлом и сейчас выглядит скорее игрой о страхах, продолжающих мучать Америку со времен терактов 11 сентября. Дело даже не в том, как она изображает Россию. Критики заслуживает в первую очередь то, что игра говорит об Америке.

Скандал со сценарием «Шоссе смерти» демонстрирует не только идущую между США и Россией культурную войну, но и то, как видеоигры в наше время распространяют красочные, фотореалистичные истории с эффектом погружения, создатели которых осознанно смешивают реальные и воображаемые события.

В некотором смысле ситуация вокруг Call of Duty отражает наше общество с его фабрикацией новостей и растущим непониманием, что такое истина, что такое точность и как правильно поступать. В игре, отвечая на вопрос: «Где мы проведем черту, сэр?» (речь идет о методах ведения войны и допроса пленных), капитан Прайс говорит: «Проведите черту там, где вам это нужно, сержант». То же самое в нашу цифровую эпоху может быть сказано и о вопросах точности, реализма и даже морали.The Conversation

The Conversation (Австралия): правда ли, что Call of Duty — антироссийская пропаганда? обновлено: Ноябрь 12, 2019 автором: Елена Фролова
Не пропустите самое важное в "Google Новостях" от THEUK.ONE
Загрузка...
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Сегодня в выпуске
05.12.19
В Риге состоялось шествие в защиту русских школ .
05.12.19
Туск считает Brexit одной из самых крупных ошибок ЕС
05.12.19
Сбои в работе Instagram и Facebook фиксируются по всему миру
05.12.19
NRK (Норвегия): сотни человек погибли, а Норвегия помалкивала
05.12.19
"Корпорация зла". США обвинили российских хакеров в хищении 100 млн долларов
Загрузка...
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.

Текст комментария будет автоматически отправлен после авторизации

Настоятельно рекомендуем вам придерживаться вежливой формы общения, избегать любого незаконного, угрожающего, оскорбительного, непристойного или грубого обращения к другим посетителям ресурса.
Реклама
Читать дальше