Общество: The Telegraph (Великобритания): почему посткоммунистическая Россия полюбила типично американскую мыльную оперу «Санта-Барбара»

В начале 1992 года, всего через несколько недель после того, как Советский Союз прекратил свое существование, Россию охватило явление, которое может сравниться по своему масштабу только с суровой русской зимой.

По всей обширной территории станы, несмотря на стремительный рост преступности и политический хаос, миллионы граждан каждую неделю часами просиживали у телевизоров, потому что подсели на американскую мыльную оперу «Санта-Барбара». Целые города называли в честь сериала. Отели и бары строили в архитектурной стилистике Санта-Барбары. Люди называли собак и кошек в честь главных героев (Иден, Мейсон, Круз). В обиход даже вошло выражение «прекрати эту Санта-Барбару», то есть «не будь таким театральным».

Премьерный показ этого сериала, самой первой американской мыльной оперы, которая шла в России, состоялся в четверг 2 января на федеральном канале РТР и был, по словам исландского художника Рагнара Кьяртансона (Ragnar Kjartansson), подобен «ядерному взрыву в самый разгар русской зимы», сформировав первое впечатление о капитализме у большинства россиян.

«Люди жили себе при социализме и читали стихи за кухонным столом, и вдруг прилетает эта американская „бомба", мыльная опера, в которой красивые люди сталкиваются с трудностями, которые возникают у богачей, — говорит Кьяртансон. — Это полностью изменило Россию».

Сорокатрехлетний Кьяртанссон, который славится в Европе и Америке своими из ряда вон выходящими перформансами (однажды он устроил так, чтобы две женщины в одежде Эдвардианской эпохи плавали в лодке по прудику в Барбикане (район Лондона, где находится одноименный театр и центр перформансов, — прим. редакции ИноСМИ), слившись в «бесконечном» лесбийском поцелуе), намерен исследовать эмоциональное и психологическое влияние «Санта-Барбары» на Россию в своей новой масштабной работе.

С помощью продюсерской компании и труппы российских актеров он собирается каждый день в течение пяти месяцев переснимать по одной серии этого сериала на русском языке в центральном зале величественного, похожего на собор центра современного искусства в центре Москвы.

«В зале будет полно людей, строящихся декораций, камер, актеров, генераторов тумана и всего такого, — говорит он. — Но дело, по правде говоря, вовсе не в „Санта-Барбаре". Речь пойдет об истории и эмоциях, а также о том, как телевидение того времени помогло сформировать современную Россию».

Причина, по которой дешевое дневное мыло, в котором рассказывалось о жизни двух богатых калифорнийских семейств, Кепвеллов (во главе с властным Си-Си) и Локриджей (под предводительством ненавидящей Кепвеллов матроны Минкс), вызывало такие эмоции, быть может, не так очевидна для западного зрителя. Известная своей нелепой актерской игрой, неестественными диалогами и топорными сценарными ходами («Что ж, доктор, — гласит типичная реплика, — я сходил в морг, заглянул в холодильник, и он оказался пуст! Я думаю, что ребенок все еще жив!»), «Санта-Барбара» была снята с показа американской сетью «Эн-би-си» (NBC) спустя девять лет, в январе 1993 года, из-за падения рейтингов; в родной стране никто по ней особо не скучал.

Но в России в период, наступивший вслед за крахом коммунизма, она стала не только благословенным способом убежать от реальности, но и образцом для подражания. Как вспоминал писатель Михаил Иоссель (Mikhail Iossel), уроженец Ленинграда, в эссе 2017 года о феномене «Санта-Барбары» (именно эта статья и вдохновила Кьяртансона на создание проекта), если вы были «обычным гражданином, чей жизненный путь скорее клонился к закату, чем только начинался, у вас были серьезные шансы полностью потерять накопленные за всю вашу жизнь сбережения за одну ночь. (…) Вы, откровенно говоря, обнищали и были полностью дезориентированы. (…) В жизни осталось лишь несколько успокаивающе незыблемых истин. „Санта-Барбара" была одной из них, притом самой красивой и самой оптимистичной».

Вдобавок ко всему, отмечает Иоссель, лишь отчасти иронизируя, мужчины в Санта-Барбаре не мочились по углам, первым делом с утра не пили дешевый одеколон и не умирали от цирроза печени, едва разменяв шестой десяток. Температура в Санта-Барбаре никогда не опускалась до —30, никто не голодал, а бабушки не ходили «согнувшись в пояснице» и не говорили врачам, когда заболевали, что они «и так уже достаточно пожили для простого человека».

И что самое замечательное, пишет Иоссель — «в Санта-Барбаре люди никогда, даже мимоходом, не упоминают о России».

Какой бы величественной страной ни была Россия, но поражение в многолетней холодной войне стало одним из самых унизительных моментов в ее истории, и людям внезапно пришлось столкнуться с вероятностью того, что, вопреки всему, что им внушали, Америка, возможно, все это время шла по верному пути. Президент Борис Ельцин даже консультировался с несколькими известными американскими экономистами, составляя свой план «шоковой терапии» — внеплановой денежной реформы, которая разрушила государственное регулирование и практически мгновенно положила начало приватизации и капитализму свободного рынка.

Таким образом, в отсутствие какой-либо другой информации россияне смотрели «Санта-Барбару» и задумывались, а вдруг и они превратятся в симпатичных, уверенных в себе персонажей из мыльной оперы: обретут свободу быть собой, делать все, что угодно и воплощать свои мечты. (Одна из причин, по которой россиянам нравится Дональд Трамп, заключается в том, что он как будто бы вышел прямиком из мыльной оперы.)

«Мы хотим, чтобы первый сезон стал очень влиятельным, даже культовым», — говорит Франческо Манакорда (Francesco Manacorda), художественный руководитель ГЭС-2, арт-пространства площадью 40 тысяч квадратных метров, где Кьяртанссон будет снимать свою версию сериала, который сейчас строится на берегах Москва-реки напротив Кремля.

«„Санта-Барбара" оказала серьезное влияние на русскую душу, и ежедневные пересъемки Рагнара позволят посетителям заново пережить эмоции, мысленно вернуться то время и, благодаря этим эмоциям, лучше понять историю».

Кастинг на роли в проекте еще не состоялся — музей стоимостью 225 миллионов фунтов стерлингов, который строится внутри бывшей электростанции под руководством суперзвезды от архитектуры Ренцо Пиано (Renzo Piano — создатель небоскреба «Осколок» в Лондоне и парижского Центра Помпиду, а также ряда других культурных достопримечательностей), не планируется открывать до осени. Но общие детали проекта были согласованы: Кьяртансон начнет с 217-й серии, первой серии, показанной в России (сериал, наконец, закончился, более чем 1800 серий спустя, в 2002 году), и он настроен весьма серьезно.

«Я люблю Россию, — говорит он. — Я впервые побывал в стране в 1997 году и влюбился в атмосферу безумия.

Все вокруг было совершенно сумасшедшим. А потом, когда я снова приехал сюда в 2000-х, изменения были очевидны, хаос сменился некоторой стабильностью, появился средний класс. Наряду со старенькими „Ладами" и шикарными „Мерседесами" начали попадаться „[Тойота] Королла".

Но я также обнаружил, что у меня было много предубеждений по поводу России. Мы [на Западе] слишком все упрощаем, рассуждая о ней, и нам нужно быть аккуратнее.

Поэтому я не собираюсь прийти [в ГЭС-2] и заявить: „Будет так-то и так-то". Мы будем снимать это так, чтобы перформанс работал, но это не будет просто шуткой. Как говаривала моя бабушка: „Нет ничего скучнее шуток"».

Важнее всего то, что «Санта-Барбара» Кьяртансона может напомнить посетителям о тех обещаниях, которые они получили, когда им только навязали капитализм, — обещаниях, которые, в сущности, не были исполнены. Некоторые самые крайние формы бедности, возможно, отошли в прошлое, но до реальной политической свободы при Владимире Путине — дальше, чем когда-либо, и молодое поколение требует реформ и расширения сотрудничества с миром в целом.

Возможно, как предположил Иоссель в конце своего авторитетного эссе, дух «Санта-Барбары» созрел для того, чтобы возродиться.

The Telegraph (Великобритания): почему посткоммунистическая Россия полюбила типично американскую мыльную оперу «Санта-Барбара» обновлено: 11 января, 2020 автором: Елена Фролова
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Сегодня в выпуске
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.

Текст комментария будет автоматически отправлен после авторизации

Настоятельно рекомендуем вам придерживаться вежливой формы общения, избегать любого незаконного, угрожающего, оскорбительного, непристойного или грубого обращения к другим посетителям ресурса.
Загрузка...
Реклама
Загрузка...
Читать дальше