Общество: В Лондоне создали уникальный российско-британский оркестр

В память о дружбе Дмитрия Шостаковича и Бенджамина Бриттена

Презентация уникального российско-британского Фестивального Оркестра Бриттена-Шостаковича, создание которого было вдохновлено дружбой двух великих композиторов XX века, состоялась в Лондоне. Самые талантливые молодые музыканты Великобритании и России объединятся и проедут с масштабным туром по городам двух стран. Проект стал возможен благодря поддержке российской «Роснефти» и британской ВР.

Общество: 9916d30e0b45b4f56dd2c4842699e3bc.jpg

Фото: Пресс-служба ПАО «НК «Роснефть»

Оркестр Бриттена-Шостаковича сформировал и возглавил художественный руководитель московской «Новой оперы им. Е.В. Колобова», британский дирижёр Ян Латам-Кёниг.

В состав Оркестра вошли 86 молодых музыкантов от 18 до 28 лет, представляющих ведущие консерватории России и Великобритании. Среди них — Московская государственная консерватория им. Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова, Королевский музыкальный колледж (Лондон), Королевская академия Музыки (Лондон), Королевская Консерватория Бирмингема, Гилдхоллская школа музыки и театра, Королевский Уэльский колледж музыки и театра (Кардифф).

Свой первый тур Оркестр проведёт в сентябре. В программе Сюита для эстрадного оркестра и эстрадная поэму «Казнь Степана Разина» Шостаковича, а также «Четыре морские интерлюдии» из оперы «Питер Граймс» Бриттена. Музыканты исполнят также «Взлетающий жаворонок» и «Фантазия на тему Таллиса» Ральфа Воана-Уильямса, сюиту «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова. Своё мастерство представят пианист Павел Колесников, скрипачка Дженнифер Пайк. Вместе с ними сыграют актеры Эдвард и Фредди Фокс. Почетными президентами Оркестра выступают Его Королевское Высочество Принц Майкл Кентский, руководитель «Фонда Дмитрия Шостаковича» и вдова композитора Ирина Шостакович, а также выдающийся российский дирижёр Юрий Темирканов.

Выступления начнутся с двух концертов в Сочи 9-10 сентября – в парке науки и искусства «Сириус». Затем 12 и 14 сентября музыканты сыграют в Московской государственной консерватории им. Чайковского, а завершится российская часть тура концертом 15 сентября — в Санкт-Петербургской Академической филармонии им Д. Шостаковича. Тур по городам Великобритании пройдет в период с 17 по 25 сентября — Оркестр последовательно выступит в Бирмингеме, Ноттингеме, Лидсе, Манчестере, Эдинбурге, Бейзингстоке и Лондоне.

«Мы планируем каждый год собираться для совместных выступлений — рассказал председатель оркестра Чарльз Хендри — Это один из немногих подобных проектов в мире и первый — для России и Великобритании. Мы бы не смогли сделать это без поддержки властей двух стран. Гигантскую помощь оркестру оказали наши спонсоры — компании «Роснефть» и BP. У этих двух компаний есть долгая история сотрудничества. И то, как они поддержали нас, чтобы претворить этот проект в жизнь — выдающееся достижение с их стороны. Оркестр ломает барьеры между двумя странами».

Всё началось ещё в далёком 1960 году, когда случилось историческое знакомство Бенджамина Бриттена и Дмитрия Шостаковича, встретившихся на концерте Ленинградской филармонии в Королевском фестивальном зале. Тогда, кстати, Мстислав Ростропович впервые в Великобритании представил Первый виолончельный концерт Шостаковича. Через несколько лет Бриттен говорил в интервью: «Русские и британцы имеют долгую историю дружбы и симпатии. Не стоит судить об англичанах только по тому, что публикуют в наших газетах. Мы испытываем большое уважение к советскому искусству; советские артисты и выступления стали неотъемлемой частью нашей музыкальной жизни. Мы хотели бы познакомить вас с нашим искусством». Благодаря дружбе обоих композиторов с виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, Бриттен и Шостакович смогли преодолеть идеологические границы эпохи холодной войны.

Шостакович и Бриттен восхищались музыкой друг друга. Например, произведение британского композитора «Питер Граймс» был вдохновлен оперой россйиского коллеги «Леди Макбет Мценского уезда», которую он впервые услышал в 1935 г.

Несмотря на дипломатическую напряженность между странами , Бриттен и Шостакович на постоянно обменивались партитурами и записями через посредников. Главным из них был Ростропович и его жена Галина Вишневская. Они образовали дружный квартет друзей, способный преодолеть физические границы. В 1961 г. в Ковент-Гарден поставили новую версию оперы «Леди Макбет» Шостаковича — «Катерина Измайлова», которую высоко оценил Бриттен. Он писал: «Мой дорогой Дмитрий Шостакович, наш хороший друг Слава здесь с нами уже два дня, и он доставит вам мою записку, в которой я хочу вас сердечно поблагодарить за замечательное письмо. Мне очень жаль, что я и тысяча англичан не смогли поприветствовать вас во время исполнения оперы «Катерина». Вы знаете, как сильно я люблю эту оперу и радуюсь, что она была очень хорошо оценена здесь».

Заграничные гастроли русских музыкантов были затруднены советскими властями, но   Бриттен искал любую возможность посетить Россию и узнать больше о ее культуре. Во время  «оттепели» и при большой поддержке Ростроповича, Бриттен приехал в Советский Союз в 1963 году для участия в Британском музыкальном фестивале и вернулся в следующем году с гастролями Английской оперной группы, с которой он выступил в качестве дирижера для трех своих опер. Между 1963 и 1966 гг. Бриттен и Шостакович встретились в СССР шесть раз.

Культурный обмен Бриттена с Шостаковичем, Ростроповичем и Вишневской, несомненно, повлиял на его творчество, начиная с «Военного реквиема» (первоначально задуманного для исполнения Вишневской), русскоязычного цикла песен «Эхо поэта» и до возвращения к инструментальным композициям, особенно к его концертам для виолончели, написанным для Ростроповича.

Бриттен посвятил Шостаковичу свою оперу «Блудный сын», а Дмитрий Дмитриевич посвятил британскому композитору Симфонию №14. Более того Бриттен стал первым дирижёром этой постановки за пределами России на фестивале в Олдборо в 1970 г. Газета The Times писала: «Все присутствующие в концертном холле Maltings могли видеть и слышать, что Бриттен ведет концерт, который глубоко его растрогал и который является плодом тяжелого труда, но и плодом любви».

Шостакович приехал на родину Бриттена, в Олдборо лишь однажды в 1972 г, когда работал над черновиком партитуры оперы Бриттена для «Смерть в Венеции». Шостакович отмечал в интервью The Times: «Мне нравится [Бриттен] как человек и как музыкант… Я особенно восхищаюсь его талантом и его чувствительностью. Мы встречаемся слишком редко». Узнав о смерти Шостаковича, Бриттен написал: «Он величайший композитор, которого я когда-либо имел честь знать».

Источник

В Лондоне создали уникальный российско-британский оркестр обновлено: Август 19, 2019 автором: Елена Фролова
Не пропустите самое важное в "Google Новостях" от THEUK.ONE
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Реклама
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.

Текст комментария будет автоматически отправлен после авторизации

Настоятельно рекомендуем вам придерживаться вежливой формы общения, избегать любого незаконного, угрожающего, оскорбительного, непристойного или грубого обращения к другим посетителям ресурса.
Читать дальше